Сохранение здоровья педагогов

Методические рекомендации «Сохранение здоровья педагогов»

подготовил педагог
дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Сергиевск
СП «ДЮСШ»
Кадачигова А.И.

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. И эта проблема настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Ведь основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.
А от чего зависит наше здоровье? Как показывают исследования, влияние факторов распределяется следующим образом:

  • наследственность (биологические факторы) — 20%
  • условия внешней среды (природные и социальные факторы) — 20%
  • деятельность системы здравоохранения — 10%
  • образ жизни — 50%.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.
Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые, невротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки).
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
— физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
— высокий уровень ответственности;
— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
— авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
У педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов от активных форм реагирования и (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных.
Суммируя сказанное, приходим к выводу, что, работая в современной школе, трудно не то что укрепить, а сохранить здоровье. Для того чтобы ситуация изменилась и работа не давалось ценой здоровья, необходимо действовать уже сегодня. Очень важно сменить приоритеты, ведь именно с физического и духовного оздоровления начинается возрождение нации.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьясбережения.

  • Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
  • Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
  • Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.

Каждый из нас наверняка знаком с комплексами упражнений для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса, зрительного напряжения. А вот используем ли мы их в своей работе? Могу поделиться с коллегами своими находками.
Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.

Желаю всем нам физического, интеллектуального и психологического здоровья.