Гневышева Татьяна Геннадьевна

Автор: Гневышева Т.Г., педагог дополнительного образования СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1»Образовательный центр» с. Сергиевск

Развитие эмоциональности и выразительности движений у гимнасток первого года обучения в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Художественная гимнастика»

Основная цель начального этапа реализации программы — способствовать формированию мотивации к занятиям гимнастикой, укреплению здоровья, совершенствованию психофизического развития и раскрытию индивидуального потенциала детей — «влюбить» девочек в гимнастику, в игровой форме сформировать навыки работы с предметами, систематически развивать гибкость, учитывая индивидуальные особенности каждой малышки. На данном этапе подготовки важно сохранять ролевую, игровую направленность занятий, но в каждой игре подтекст такой, что это средства гимнастики; упражнения с учетом специфики художественной гимнастики – игры с предметами. Важно помнить, что нельзя создавать негативных ситуаций («растягивать», тренировать как взрослых гимнасток), так как это откладывается на мотивационной сфере ребенка; необходимо учитывать способности ребенка, костное строение, эластичность связок и подвижность суставов.
Тренерский опыт работы с детьми, учащимися СП «ДЮСШ», объединения «Художественная гимнастика» в частности, показал, что многие из воспитанников лишены выразительности и эмоциональности в исполнительской деятельности, часто скованны и зажаты в момент выступления даже перед небольшой аудиторией. Причины могут быть связаны как с индивидуальными особенностями характера и темперамента ребенка, так и с низким уровнем их темпо-ритмической организации движений, непониманием характера и содержания музыкального произведения.
На начальном этапе тренировочного процесса, отсутствие эмоциональности и выразительности можно считать незначительным недостатком, но если на протяжении всех лет обучения выразительность исполнения не сочетается вместе со знаниями, умениями и навыками, это становится проблемой.
Выразительность исполнения — важнейший компонент зрелищности в гимнастике, обеспечивается энергетическим посылом гимнастки, вовлекающим зрителей в действие и делающим их соучастниками происходящего. Направленность эмоций гимнасток может быть различной: — на себя, своё исполнение, свои удачи и промахи;
— на зрителя, желание привлечь его внимание;
— на создание эмоционально-двигательного образа.
Если эмоции гимнастки направлены на себя, то такое выступление достаточно назвать эмоциональным; если выступление привлекает зрителей, то оно примитивно — артистично, но когда эмоции исполнителя направлены на создание эмоционально-двигательного образа, такое выступление достойно назвать выразительным. И наконец, если создавая образ, гимнаст вовлекает и зрителя, такое выступление считается выразительно-артистичным. Известный балетмейстер, народный артист СССР Ростислав Захаров, определял выразительность как «внутреннюю» технику, считал, что выразительность – это, прежде всего, умение управлять мыслями и чувствами, наполнять ими движения, жесты, позы. Для меня, как педагога дополнительного образования, возникла необходимость поиска специальных средств развития именно таких качеств, как эмоциональность и выразительность у воспитанниц младшего возраста.
Именно на начальном этапе реализации программы важным является развитие эмоциональности и выразительности юных гимнасток, т.к. этот возраст (5-6 лет), соответствует улучшению восприятия тонких оттенков эмоций и их невербальных проявлений. При проведении тренировочных занятий подбираю простейшие музыкальные игры, используя, в том числе простейшие технические элементы художественной гимнастики, используя при этом детские песни. Это такое же заложенное природой качество, как и любое физическое, только наиболее сложно поддается распознанию, и его надо развивать с самого раннего детства, наиболее подходящий для этого возраст 5-6 лет.
В процессе обучения использую традиционные образно-танцевальные движения, состоящие из работы рук, корпуса, головы с различными манипуляциями предметом. Хорошо зарекомендовал себя прием варьирования двух координационных связок : руки – голова, руки – корпус, ноги – корпус, ноги – голова, корпус – голова; трех связок: голова – руки – корпус, руки – корпус – ноги и более сегментов, при статичном положении остальных частей тела. Очень важна и речевая инструкция, постановка учебной цели; последовательность освоения движений, зависящая от специфики предлагаемого образа; чередование статики и динамики в работе над координацией отдельных элементов в движениях на различные группы мышц. Все эти приемы дают свои положительные результаты.
Для каждого комплекса подбирается соответствующее музыкальное сопровождение, что способствует более полному погружению в образ и яркости его передачи, усиливает эмоциональную составляющую перевоплощения. Каждый комплекс упражнений реализуется в течение определённого времени. Способом контроля освоения материала является проводимое в конце месяца «зачетное» занятие, включающее в себя исполнение танцевальной композиции или импровизации, построенных на основе освоенных движений и танцевальных комбинаций, на предложенную тему. Готовые хореографические композиции включаются в гимнастические упражнения в качестве танцевальных дорожек и (или) в показательное упражнение, исполняемое на выездных соревнованиях.
Организация образовательной деятельности с 5–7-летними детьми должна проводиться методически грамотно, соответствовать возрасту и возможностям детей. Занятия на этапе начальной подготовки должны приносить радость, вызывать положительные эмоции. Художественная гимнастика является одним из видов спорта наиболее подходящих для занятий с детьми младшего возраста.

Используемая литература:

1. Захаров Р.В. «Записки балетмейстера» М., Искусство, 1976г.
2. Карпенко Л.А. «О выразительности в гимнастике» СПб, 2011г.
3. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. М.: ФИС.,2015г.
4. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и психологические причины. Изд-во СГИФК, 2017г.
5. Пшеничникова Г.Н., Власова О.В. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. М., 2018 г.