«Дифференцированный подход в работе с одаренными и мотивированными детьми при реализации дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности».

Одной из приоритетных задач в современном обществе является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей как в образовательной деятельности так и через систему дополнительного образования.
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять психомоторную или спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Необходимо дифференцирование задач содержания, темпа освоения программного материала и оценки достижений воспитанников в избранном виде спорта.
На самых ранних этапах освоения дополнительной образовательной программы «дзюдо», «самбо», можно заметить и выделить одаренных детей, которые физиологически и психологически соответствуют тому или иному вида спорта, особенно важно сформировать у детей устойчивую мотивацию к занятиям спортом, поскольку ребенок не понимает и не осознаёт смысла и мотивов тренировок. На начальном этапе спорт привлекает детей тем, что, например, способствует развитию определенных качеств характера, таких как смелость, решительность, настойчивость, формируется спортивное телосложение и т.д. Хотелось бы отметить, что на начальном этапе занятий спортом в мотивации детей превалирует потребность в общении с такими же ребятами-спортсменами, удовольствие от тренировок, причастность к спорту. Хотя в дальнейшем, с возрастом, приоритеты могут меняться. Дело в том, что дети ориентированы на быстрый результат – стать успешным в спорте, обыграть, быть лучшим, но не ориентированы на длительный, сложный, порой монотонный образовательный процесс с успехами и неудачами. Поэтому в определенные периоды времени мотивация может быть на высоком уровне. С другой стороны, монотонность тренировок, периодические неудачи или необходимость идти на тренировку вместо отдыха, могут отрицательно сказываться на желании ребенка заниматься спортом. Кроме того, со временем накапливается усталость, появляется эмоциональное выгорание, все это вместе с отсутствием быстрого, желаемого результата негативно влияет на мотивацию. В такой ситуации важно проявить активность, заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательный процесс. Положительно влияют на мотивацию хорошие, доверительные отношения, которые сложились с воспитанниками объединения: при наличии ошибок дети спокойно воспринимают разумную адекватную критику с коррекцией действий, если получаются новые упражнения, непременно присутствует похвала. Если ребёнка не поощрять, не отмечать его даже небольшие успехи, мотивация на достижения может снижаться. Каждое занятие стараюсь проводить с высокой степенью продуктивности, это выступает хорошим мотиватором – у воспитанников появляется уверенность в собственных силах, желание повторить и закрепить то, что он теперь умеет, проверить свои силы в соревнованиях. Таким образом, воспитанники будут максимально эффективными в соревнованиях при среднем, оптимальном уровне мотивации.
При организации учебного процесса сопровождение одаренных детей строю с учетом возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных образовательных траекторий, соблюдая при этом здоровый баланс, уделяя внимание, всем сторонам развития, не допуская состояния перетренированности. Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией и затем интеграцией частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнений. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Ставя перед воспитанниками конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим и актуализируя нужные мотивы деятельности, пытаюсь создать благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов. Это в свою очередь снижает социальный стресс, повышает эффективность тренировок, сохраняет здоровье. Даже если результат далек от желаемого, поощряю за старания. Помимо культивирования высокого соревновательного духа формирую необходимый дух сотрудничества педагога и воспитанника.
В рамках работы со спортивно одаренными детьми стремлюсь повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников. Для стимулирования одаренных спортсменов изыскиваю возможность для систематического участия в соревнованиях городского и областного уровня.
Таким образом, созданные условия для развития спортивной одаренности являются важной и необходимой основой всего процесса обучения, которые помогают раскрыть потенциал воспитанников в избранном виде спорта.
При организации работы с одарёнными детьми необходимо неукоснительно соблюдаю следующие правила:
1. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий — учебы, общения с семьей, друзьями, отдых и досуг.
2. Соблюдение режима дня юного спортсмена (каждый воспитанник получает методические рекомендации по организации режима дня).
3. Участие только в тех соревнованиях, которые соответствуют возрастным группам и проводятся на строго определенном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.
4. Несу ответственность не только за спортивную подготовку вверенных мне детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Стараюсь изучать дополнительный материал, чтобы иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Для постоянного пополнения знаний, регулярно повышаю свой профессиональный уровень.
5.Важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом, играют родители. Регулярно информирую родителей о том, каково положение их детей в спорте и учебе, об их перспективах и риске, связанном со спортивной и учебной деятельностью. Это мне необходимо для того, чтобы родители могли выбрать верную тактику и быть поддержкой для успешного ребёнка.
Спортивные достижения ребенка способствуют становлению сильной и уверенной в себе личности, для которой занятия спортом являются не только удовольствием, но и возможностью реализоваться, самоутвердиться и найти свое призвание.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся в объединении «Дзюдо» с учётом их физического развития и двигательной подготовленности, формирование умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями — всё это важнейшие условия для становления успешности воспитанников при реализации дополнительных общеобразовательных программ в избранном виде спорта.

В.А. Володина, педагог дополнительного образования СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск

Список используемой литературы
1. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одарённый ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50-55.
2. Дементьев В.Л. Дифференцированный подход в методике предварительной подготовки детей 7-8 лет в дзюдо.// Физкультура и спорт. М., 2017г.
3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. — М.: Терра-Спорт, 2018. — 192 с.
4. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одарённый ребенок. — 2011. — № 1. — С. 46-51.
5. Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. / Д.А. Фильченков — М., 2017 — 23 с.