Птицына Екатерина Андреевна
Особенности развития гибкости у юных волейболисток 12-14 лет средствами аэробики
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования гибкости, как специального физического качества у юных волейболисток 12-14 лет, так как для игры в волейбол характерны движения с большой амплитудой, предъявляющие очень высокие требования к эластичности связок и мышц, подвижности суставов. Из всех эффективных средств развития гибкости нами были выбраны средства аэробики, так как физические упражнения выполняются под музыку и держат высокий темп, что способствует повышению мотивации к занятиям, хорошему самочувствию спортсменок и отличному настроению. Предприняты попытки внедрения в тренировочный процесс средств аэробики, влияющих на эффективное формирование гибкости у девочек, занимающихся волейболом.
Ключевые слова: физическое качество, гибкость, средство аэробики, физические упражнения, амплитуда движений.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств [3; 250].
По словам Савина В.П., гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов, поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом, лучевом, плечевом суставах, крестцово-позвоночном сочленении, а также тазобедренном, коленном и голеностопном суставах способствует эффективному ведению игры. Для развития специальной гибкости используют упражнения на растягивание, сходные по своей двигательной структуре с техническими приемами или их частями. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении самого приема [3; 140].
Подвижность в суставах, способствующая выполнению движений с большой амплитудой, называется гибкостью. Гибкость спортсмена зависит от: гибкости позвоночного столба, формы суставных поверхностей, эластичности мышц и сухожилий, эластичности связок, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц. Чем эластичнее связки и мышцы, тем меньше ограничены движения. Гибкость в волейболе развивается упражнениями на растягивание, выполняемые пружинисто, небольшими сериями с постепенным увеличением амплитуды и темпа. Пределом амплитуды совершения движений является появление болевых ощущений. Наиболее быстрого развития гибкости волейболистов можно достичь при ежедневных тренировках и даже при двухразовых тренировках в день. Достигнутый уровень гибкости сохраняется долго и легко поддерживается небольшим количеством повторений [3; 129].
Специальная и, самое главное, систематическая работа влияет на совершенствование этого свойства мышечно – связочного аппарата. Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приёмов игры. Особенно большие требования предъявляются к воспитанию гибкости у волейболистов, выполняющих защитные функции — это игроки, имеющие амплуа «Либеро». Основными задачами, выполняемыми либеро в игре, являются приём подач и атакующих ударов соперника, подбор отскоков от блока и сбросов, что требует постоянных перемещений, падений и движений с большой амплитудой для эффективной доводки мяча до связующего игрока. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. Большой эффект в воспитании гибкости у юных волейболистов достигается при целесообразной тренировке в возрасте как у мальчиков, так и у девочек в период от 9 до 13 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом. В период 9-13 лет подвижность в суставах воспитывается в два раза эффективнее, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно — связочного аппарата в этом возрасте [ 119].
В процессе многолетней тренировки юных волейболистов воспитание гибкости можно разделить на три этапа:
- Этап общего воспитания подвижности в суставах.
- Этап специализированного воспитания подвижности в суставах.
- Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.
Задачей первого этапа является не только повышение общего уровня воспитания подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно – связочного аппарата с целью улучшения эластичности свойств и создание прочности мышц и связок. Задачей второго этапа – является воспитание необходимой амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению техники игры в волейбол, выполняя движение с оптимальной амплитудой. Задачей третьего этапа – является поддержание в суставах ранее достигнутой подвижности. Основу работы над воспитанием гибкости составляют упражнения, при выполнении которых происходит удлинение мышц [1; 7].
Существует два типа таких упражнений.
- баллистические упражнения – это повторные маховые движения, движение руками и ногами, сгибание, разгибание и скручивание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и разной скоростью. В баллистических упражнениях скорость и величина удлинения мышц зависит от амплитуды и скорости маховых и скручивающих движений. Эти упражнения могут быть выполнены:
- активные движения (различные махи, вращения, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами;
- пассивные движения, выполняемые с помощью партнера;
- пассивные движения, выполняемые с помощью резинового экспандера или амортизатора (имитационные упражнения отдельных элементов технических приёмов);
- пассивные движения, с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.д.) [2; 144].
- статистические упражнения – это различные позы, в которых определенная мышца или группа мышц, находятся какое – то время в растянутом положении. В результате в мышцах усиливаются обменные процессы, и это положительно сказывается на их тонусе. Интенсивность обменных процессов зависит от времени, в течение которого мышца находится в растянутом состоянии. С этой точки зрения эффективность баллистических упражнений ниже, чем эффективность статических [2; 145].
Основным средством развития гибкости у занимающихся является стретчинг. Стретчинг – это направление аэробики, представляющее собой комплекс упражнений способствующих растяжке мышц и связок тела. Нужно заметить, что подобная аэробика является эффективным инструментом для растягивания мышц, нормализации биологических процессов и стимуляции организма в целом. Вот что происходит с мышцами при растягивании. Сначала мышца реагирует на растягивание сокращением. Это означает, что она пытается сжаться. Сжатие — это естественный защитный рефлекс против разрыва. При правильно выбранной силе растягивания это начальное сжатие быстро переходит в расслабление, и мышца начинает растягиваться [3; 146].
С целью подтверждения эффективности средств аэробики в физической подготовке юных волейболисток 12-14 лет был проведен педагогический эксперимент с 14 учащимися, волейболистками СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск. В процессе эксперимента исследовалась эффективность предложенной методики и изучена степень влияния средств аэробики на развитие гибкости у девочек 12-14 лет, занимающихся волейболом.
В начале и в конце эксперимента у испытуемых двух групп определялись показатели гибкости. Для оценки подготовленности волейболисток использовался тест, представляющий собой комбинированное упражнение, в котором оценивался уровень гибкости у детей, занимающихся волейболом.
Анализ всех показателей в начале и в конце эксперимента выявил существенные различия в контрольной и экспериментальной группах по всем показателям экспериментальных данных.
Прирост уровня развития такого физического качества, как гибкость у волейболисток 12-14 лет, в ходе эксперимента подтвердил положительное влияние используемых средств аэробики, и таким образом, разработанная нами методика является эффективной и позволяет в более краткие сроки повысить уровень развития гибкости на начальном этапе подготовки, от которого в дальнейшем будет зависеть проявление высокого мастерства игроков.
Список литературы:
- Краснова Г.О. Пармузина Ю.В. Методика преподавания оздоровительной аэробики. Волгоград, 20010.
- Сапожникова О.В. Фитнес: [учеб. пособие] / О. В. Сапожникова ; МОНРФ, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
- Савин В. П. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. М.: Академия, 2002.
- Степин К.В. Гибкость. Основа развития. М., 2016г.
- Фурманов А.П. Волейбол. М., учебник для ВУЗов. 2009г.