Птицына Екатерина Андреевна

Особенности применения средств аэробики в физическую подготовку юных волейболисток

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы универсализации игроков и совершенствования средств и методов подготовки спортсменок-волейболисток 11-13 лет. Предприняты попытки внедрения в тренировочный процесс средств аэробики, влияющих на качественное овладение техническими приемами игры в волейбол.

Ключевые слова: Универсализация игроков, физическая подготовка, тренировочный процесс, аэробика, волейболистки.

В волейболе на сегодняшний день есть потребность в универсализации игроков для большей продуктивности игровой деятельности. Спортсмен-волейболист должен владеть высокой скоростью перемещения, хорошей реакцией на объект, умением перестраиваться в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, прыгучестью, способностью осуществлять игровую деятельность без снижения эффективности и ритма на протяжении всего эпизода игры, быстро осваивать новые двигательные действия, а также умением решать многоплановые задачи: стратегические, тактические и двигательные [3; 24].

Осознание потребности в универсализации игроков для более продуктивной игровой деятельности заставляет тренеров изыскивать все новые средства физической подготовки. Однако, выбор эффективных форм и методов их применения разработаны недостаточно, и они решаются эмпирически – исходя из личного опыта тренера. Поэтому существует необходимость в поиске новых методических подходов совершенствования физических качеств, двигательных действий в комплексном решении задач подготовки волейболисток, и применении их на занятиях [4;44].

Анализ современной литературы по физической подготовке в волейболе выявил проблему, связанную с ранней спортивной специализацией, что приводит к снижению уровня физической подготовки спортсменок, занимающихся волейболом, а также ограничивает рост технико — тактического мастерства. Некоторые исследования специалистов доказывают, что недостаточный уровень развития координационных способностей влияет на правильность выполнения технических элементов, что в последствии отрицательно сказывается на тактике игры во время соревнований. Существует ряд методик, где средствами совершенствования скоростно-силовых и координационных способностей являются средства фитнес-аэробики [1; 174].

На основе изучения и анализа источников литературы, опыта тренера, нами разработана методика совершенствования координационных и скоростно-силовых способностей волейболисток 10-13 лет. Предполагалось, что введение новой методики позволит совершенствовать специальные физические способности волейболисток, сократив время на поиск приемов и специальных упражнений. В наш разработанный комплекс входили: подобранная методика упражнений аэробики и средства волейбола, которые решали несколько задач: воспитание специальных физических качеств волейболисток, сужение временных границ для решения задач тренировочного процесса, обеспечение индивидуального подхода в ходе физической подготовки, согласно специализации, по игровым функциям (нападающий, защитник). Для достижения целей в тренировочном процессе волейболисток большое значение имело наличие разносторонней подготовки и тренировочной нагрузки, а также использование определенной последовательности звеньев тренировочного процесса для максимальной реализации спортивных возможностей. При проведении комплексов под музыкальное сопровождение применялись несколько методов: линейный метод и повторный метод [2; 2006,360].

Подготовительная часть тренировки начинается с простых по координации средств классической аэробики. В составную часть подготовительного этапа входят базовые шаги степ-аэробики низкоударной интенсивности. В основную часть занятия входят силовые упражнения с использованием фитбол-аэробики, в заключительной части мы используем стретчинг-упражнения на растяжку и расслабление [5;14].

С целью подтверждения правильности гипотезы был проведен педагогический эксперимент с 20 учащимися объединения «волейбол» на базе СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск. В процессе эксперимента исследовалась эффективность предложенных программ и изучена степень влияния фитнес-программ на физическую подготовку волейболисток. В начале и в конце эксперимента у испытуемых всех групп определялись показатели физического развития, физической технико-тактической подготовленности. Для оценки технико-тактической подготовленности волейболисток использовался комплексный игровой тест, представляющий собой комбинированное упражнение, в котором одновременно оценивались действия, выполняемые в нападении и защите. Анализ всех показателей в начале эксперимента не выявил существенных различий в контрольной и экспериментальной группах, но в конце эксперимента произошли значительные изменения по всем показателям экспериментальных данных.

Прирост уровня физической подготовки, технико-тактической, координационной подготовленности у волейболисток 11-13 лет, в ходе эксперимента, подтвердил положительное влияние используемых средств аэробики, и таким образом, разработанная нами методика является эффективной и позволяет в более краткие сроки улучшить освоение технических элементов волейбола на начальном этапе подготовки, от которых в дальнейшем будет зависеть проявление высокого мастерства.

Список используемой литературы:

  1. Абрамов В.С. Аэробика и мы. – Ташкент: Медицина, 1999.
  2. Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол.- М.: Физкультура и спорт 2006;
  3. Вишняков А.В. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11-12 лет. М- 1993;
  4. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. М.:1981;
  5. Краснова Г.О. Пармузина Ю.В. Методика преподавания оздоровительной аэробики. 2001.

Страницы: 1 2