«Организация досуговой деятельности с применением дистанционных технологий»
Дистанционное обучение – уже не новая для большинства педагогов форма работы. После начала пандемии коронавируса 2020 года многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на новую форму работы и проводить занятия на расстоянии.
В связи со сложившейся в мире и в нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые мероприятия пришлось адаптировать под условия дистанционного формата.
Технология дистанционного обучения – одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.
У педагога освобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки. Также целью организации дистанционного досуга является процесс внедрения в современные информационные технологии, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.
Время диктует свои условия. И нам, педагогам, и обучающимся в системе дополнительного образования, для которой характерны активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы, приходилось строить всю работу в условиях интернет – технологий.
Исходя из этого, у педагога-организатора возникает главный вопрос: Как организовать досуг обучающихся в системе дистанционного обучения?
Для решения поставленной проблемы:
— в первую очередь я пересмотрела направления своего непрерывного обучения, окончила курсы повышения квалификации и принимала участие в семинарах по теме цифровизации и дистанционного обучения.
— следующий шаг — изучение различных информационных источников, где были представлены формы и методы работы с детьми для организации досуговой деятельности в новом для меня формате.
Первую возможность реализации всех накопленных мной знаний по этому направлению стали летние каникулы, когда дети находились дома перед компьютером с доступом в интернет.
В преддверии лета был составлен и реализован план онлайн-каникул на июнь 2020 года в рамках проекта ПРОкачайЛЕТО63.
На официальном сайте учреждения был размещен график проведения всех мероприятий, в большинстве случаев — с возможностью принять участие в любое время. Размещены мастер-классы и активности в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, организованных в дистанционной и электронных формах. Учащиеся могли попробовать себя в разных видах спорта.
Кроме спортивных онлайн мероприятий в плане были представлены мастер-классы, виртуальные экскурсии, вебинары, виртуальные выставки творческих работ по различным направлениям деятельности.
Особое внимание уделялось зарядке, каждый день она была разной, особенно полюбилась детям «Зарядка с чемпионом» и тематическая зарядка в ZOOM.
Учащиеся СП «ДЮСШ» принимали участие в мероприятиях, которые проходили в различной форме:
видео- и аудио- занятия, лекции, мастер-классы, конференции, семинары и т.д.;
открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации;
онлайн – соревнования, онлайн-конкурсы, онлайн-выставки, онлайн-акции.
Все мероприятия были направлены на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей учащихся.
Ежедневно в социальной сети «Вконтакте» также публиковался план на день с учетом режима дня детей, по итогу дня педагоги и учащиеся присылали фото и видео-материалы.
Доступность и мобильность социальных сетей сделало очень популярным среди обучающихся и родителей участие в онлайн-каникулах.
В таком же формате были проведены и новогодние каникулы2020-2021 учебного года. Детям и родителям предлагалось большое количество мероприятий с двумя формами проведения: очной (с учетом всех мер) и дистанционной: дети празднично украшали окна, приняли участие в конкурсе «Лучшее новогоднее поздравление» в рамках работы телестудии «СпортАкцент», конечно, новогодняя физзарядка и множество других интересных мероприятий.
Особое внимание учащихся привлек праздничный квест «Путешествие в Рождество», который был создан с помощью презентации PowerPoint.
Различные квесты сейчас набирают большую популярность, так как выступают не просто одной из форм досуговой деятельности, но формой контроля и мониторинга знаний по различным темам.
Детей привлекает яркое оформление, вопросы с выбором ответа оформлены не в виде скучного и обычного теста, а в форме путешествия по сказке или спортивной игры. Итогом для учащихся стала оценка прохождения квеста.
При поиске подходящего квеста, педагог сталкивается с двумя главными проблемами: в сети интернет их очень мало, а если и есть, то веб-квесты платные.
Окончив курсы повышения квалификации «Реализация требований ФГОС: мультимедийное сопровождение учебного процесса» я освоила навыки создания собственного квеста с помощью обычной презентации.
Оценив дистанционную форму организации досуговой деятельности в дополнительном образовании, можно определить её положительные моменты:
Досуг проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видео-уроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн-чате).
Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет).
Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу.
Процесс обучения доступен для всех детей независимо от состояния здоровья.
Дети могут общаться с обучающимися других групп в чатах и комментариях к записям в социальных сетях, тем самым увеличивая свой круг общения.
Обучающиеся совершенствуют умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируют личностные результаты и информационную компетентность.
Несомненно, будущее дополнительного образования за активным использованием дистанционного обучения. Умелое сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий позволит повысить интерес к дополнительным общеобразовательным программам и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике.
Полатовская Полина Анатольевна, педагог-организатор ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск СП «ДЮСШ»
Список использованной литературы
1. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Наука и школа. 2017. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnom-prostranstve/viewer
2. Гаврилова Т.Н. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://ито-ростов.рф
3. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://vestnik-npi.info/upload/information_system_15/3/0/6/item_306/information_items_property_567.pdf.
4. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-v-rossiyskoy-federatsii-k-istorii-problemy/viewer
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.