«Спорт, здоровье, дружба»

«Забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский.

Одной из актуальных проблем современной России является проблема здоровья её населения и в первую очередь состояния здоровья подрастающего поколения.
Высокая заболеваемость среди детского населения свидетельствует о том, что проблема охраны здоровья детей переросла медико-социальный уровень. Здоровье и образование детей и подростков представляет собой основу устойчивого развития российского общества и государства.
Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность, организация социально значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом.
Основной формой проведения внеурочной деятельности для детей является игра. Это обусловлено тем, что подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции. Игры протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность и отодвигают возникновение утомления. Кроме того, естественные, не регламентированные в играх движения, выполняются в индивидуальном темпе и ритме, соответствующем особенностям детского организма. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным возможностям детского организма.
Игра – относительно самостоятельная деятельность детей. Она удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций творческих способностей, активности, инициативы.
Игры строятся на добровольных началах, предусматривают большую роль актива, вожаков из среды самих детей, при общем руководстве со стороны старших. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Хорошо организованные спортивные праздники – это отличное средство пропаганды физической культуры и спорта, средство культурного, здорового отдыха и развлечения, средство вовлечения детей и подростков в регулярные занятия физической культурой и спортом. Спортивные праздники пользуются большой популярностью во всех учреждениях: образования, селах, деревнях, районных центрах, и т.д. Они проводятся по специальной программе, где соревнования чередуются с показательными выступлениями.
Организации спортивных праздников и физкультурных мероприятий необходимо уделять особое внимание и придавать им по возможности традиционный характер.
В программу спортивного праздника должны входить небольшие по длительности соревнования: эстафеты, спортивные развлечения, короткие викторины (10-15вопросов) и т.д.
К спортивным праздникам нужно готовиться заранее. Программу рекомендуется рассчитывать на 1,5 – 2 часа в закрытом помещении и на 3-4 часа на открытом воздухе. Ее нельзя перегружать большим количеством номеров, но она должна быть интересной и разнообразной по содержанию, в нее можно включать популярные народные, национальные виды спорта и упражнения, аттракционы.
Данный конспект является сценарием спортивного праздника. Он предназначен для использования любых спортивных праздников в школе. Возрастная категория – от начальной школы до старшего звена общего образования. Его можно использовать в любом возрасте, корректируя и добавляя задания.
В данном конспекте подробно изложены упражнения для разминки и задания для эстафет. Указывается, какое используется оборудование и музыкальное сопровождение. Также предлагаются слова для ведущего.
Методические особенности организации спортивно- массового мероприятия или праздника
Для более эффективной организации спортивно-массового события или праздника проводится ряд совместно-подготовительных работ:

  1. Необходимо довести информацию до всех учеников, кл. руководителей, родителей, административного аппарата. (Выступить на собрании, написать объявление в АСУ РСО, т.д.)
  2. Заранее разработать положение и программу соревнований, написать сценарий и довести его до всех групп, участвующих в событии, выдать каждой группе положение на руки.
  3. Группам подготовить заявки на участие в спортивно-массовом событии, заверенные кл. руководителем.
  4. Создать судейскую коллегию (или жюри) для обслуживания площадок соревнований, разбить по бригадам.
  5. Подготовить всю необходимую документацию, для проведения спортивно-массового события (положение, программу, сценарий, протоколы, таблицу – экран и т.д.)
  6. Отобрать показательные выступления (должно быть не менее 3-х номеров), развести их в программе.
  7. Обеспечить спортивно-массовое событие (праздник) музыкальным сопровождением и радиотехнической аппаратурой.
  8. Подготовить место проведения спортивно-массового события, места для зрителей и болельщиков.
  9. Украсить зал плакатами на тему «Здоровый образ жизни», воздушными шарами, гирляндами и т.д.

Клинова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ с. Девлезеркино филиал дополнительного образования «Лидер»