Влияние игровой деятельности на занятия художественной гимнастикой

Методические рекомендации на тему: «Влияние игровой деятельности на занятия художественной гимнастикой»

подготовил педагог
дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 1«ОЦ» с. Сергиевск
СП «ДЮСШ»
Кадачигова А.И.

Существует множество методик воспитания, и их использование во многом зависит от возраста и опыта тех людей, которые стоят перед педагогом — тренером. Многие приходят в зал, привлеченные самим лозунгом «художественной гимнастики», кто-то стремится к поправке здоровья. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами согласования движений. Кроме того, обучение этим движениям связано с требованием выполнять упражнения в гимнастическом стиле. Все это для большинства учащихся не привычно и сложно, и поэтому зачастую основано на проявлении значительных волевых усилий, а дети не готовы психологически выдержать все многосложные упражнения. Ведь специфичность гимнастических упражнений предъявляет к физической и психической подготовленности учащихся особые требования. Из-за неудовлетворённости, возникает состояние психической напряженности, ухудшается внимание и работоспособность учащихся, вызывает утомление. Поэтому у меня, как у тренера, одним из основных методов тренировки становятся игровой.
Использование подвижных игр, позволяет активизировать деятельность учащихся. Эмоциональность игровых ситуаций снижает психическое напряжение, способствует максимальному проявлению физических и духовных сил, а так же применение игрового метода на занятиях гимнастикой позволит повысить эффективность выполнения гимнастических упражнений. Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Игры на развитие ловкости
Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие к быстрому переходу от одних действий к другим, например: «Пятнашки», «Салки ногами» и др. Применяются игры для совершенствования координации, точности движений: «Подвижная цель», «Перекати-поле»; для совершенствования способности поддерживать равновесие «Цапля» и другие.
Для воспитания силы я использую игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Для развития скоростно-силовых способностей подходят игры, в которых результат зависит как от проявления силы, так и от скорости движений «Прыгуны и ползуны», «Перекати поле» и др.
Для развития силовых способностей статического характера применяются игры с удержанием в различных стойках «Игры на выбывание» с удержанием своего тела в различных стойках.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Игры для развития выносливости
Заключаются в необходимости длительно выполнять работу без снижения интенсивности. Для этого подходят игры, требующие многократного повторения упражнений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанные со значительной затратой сил «Бег раков», «Пятнашки», «Игры на выбывание», «Невод» и др.Эти игры с преимущественно развивают специальную анаэробную выносливость, т.к. требуют максимального напряжения в кратковременный период. Это имеет особое значение при выполнении целостного упражнения Б\П или вида.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Игры на развитие гибкости
Развитию гибкости способствуют игры требующие выполнения упражнений с большой амплитудой «Мостик и кошка», «Акробаты» и др.
Помимо физических качеств в подвижных играх у детей формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность -игра «Пирамиды».
Наличие в подвижных играх правил «бросать мяч только с определенного расстояния», «бежать только после сигнала», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах» воспитывает у детей волевые качества. В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т. д.
Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.
«Изобрази животное»
Педагог предлагает участникам изобразить животное, при этом использует объяснение характерных черт, присущих этому животному, и демонстрацию (при необходимости).
1. «Хромой утенок»
Участники передвигаются по кругу, сидя на корточках, руки за спиной.
2. «Крабчик»
Учащиеся передвигаются по кругу или окрестным шагом, руки согнуты в локтевых суставах и отведены в стороны. Положение кисти: 1, 4, 5 пальцы согнуты, кисть направлена ладонной поверхностью вперед. Выполняя, и.п. – ноги врозь, 2 и 3 пальцы раздвигаются, как клешни краба, а при и.п. – ноги вместе или скрестно, пальцы принимают сомкнутое положение. Игра направлена на развитие координации движений и на отработку стоек в передвижении.
3. «Медвежонок»
Учащиеся передвигаются, сидя на корточках, выполняя на каждый шаг удар ногой вперед и в сторону, при этом приподнимаясь на опорной ноге.
Игра 4. «Крокодильчик»
Передвижение по-пластунски.
4. «Сколопендра». Участники становятся в 2-3 колонны, образуя команды. Первые номера по сигналу принимают и.п. – упор лежа и продвигаются способом «сколопендра» до ограничительной отметки и возвращаются тем же способом назад. Передают эстафету касанием и становятся в конец колонны. Побеждает команда, последний игрок которой первым пересек стартовую линию.
5 . «Обезьянка». Правила те же, но участники передвигаются на четвереньках.
6. «Лягушка». Участники передвигаются прыжками, толчком 2 ног.
7. «Бег раков». Участники передвигаются в упоре лежа.
Все проводимые игры на занятиях гимнастикой эмоциональны, охотно принимаются занимающимися и, как правило, не требуют специальных условий. Примером подвижной игры с применением гимнастического инвентаря является игра «Со скакалкой парами». Игроки двух команд распределяются по парам и встают в колонны перед линией старта. В 10-12 м перед командами кладут булавы или какие-либо другие предметы, обозначающие поворот. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из игроков в руках короткая скакалка. По сигналу оба игрока устремляются вперёд, перепрыгивая через скакалку. Добежав до поворотного пункта, игрок передаёт скакалку своему соседу, который за ним бежал без скакалки и они возвращаются обратно. После пересечения первой парой стартовой линии упражнение выполняет новая пара. Игра заканчивается после финиша последней пары (примеры остальных игр с применением гимнастического инвентаря см. в приложении 6) [3, с. 178]. Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, повышает интерес детей к занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год. Игровой метод освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологии, содействует формированию детского коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче норм, проводимая на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулирует двигательную активность, меньше утомляет детей.
Пролезание в малый обруч на четвереньках — полезное упражнение для формирования осанки. Игры с ведением теннисного мяча ударами о землю требуют повышенного внимания и содействуют развитию точных движений. Большое значение имеют игры и эстафеты со скакалкой. Они требуют согласованного движения отдельных частей тела, развивают ловкость и быстроту.
В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный)
Подвижные игры носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения тот или иной роли участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Подвижные игры имеют большую роль в воспитании детей. Игры воспитывают у подростков чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы
Разнообразные переносные снаряды, включая мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи булавы и др., широко используются для целей общей и специальной подготовки. Например, держание предмета, его вращение или катание различными способами развивает гибкость руки, особенно кисти.
Заключение:
Научиться управлять своим телом, в совершенстве овладеть техникой сложных движений — основная задача спортивной гимнастики. Подвижные игры являются сопутствующим средством для решения этой задачи.
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.


Приложение

«Подвижная цель»

Ученики образуют большой круг (стоят в 2-3 шагах друг от друга). Перед носками ног игроков можно провести линию. Выделяется водящий, который выходит в середину круга. По сигналу дети стараются попасть в него волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увертывается. Кому это удастся сделать, становится водящим. Игру можно проводить в 2-3 кругах.
В ходе игры метающим мяч не разрешается заступать ногой за черту, не считается попадание в игрока после отскока мяча от земли. Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры, если попытка не увенчалась успехом, он покидает круг.

«Салки ногами»

Играющие, стоя в парах, кладут руки друг другу на плечи. Задача каждого – осалить касанием ноги стоящего напротив и как можно дольше не дать противнику осалить свою ногу. Подсечки (внутренней стороной стопы) можно делать правой и левой ногой, уходя от касания, разрешается сгибать ногу в колене, но не вставать на колени.

«Прыгуны и ползуны»

Игроки рассчитываются на 1-2 и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4-5 шагов. Учитель дает визуальный сигнал. Если он поставил руки в стороны, 1-е номера становятся в положение «ноги врозь», а 2-е номера проползают у них под ногами. Если же ведущий поднял руки вверх, 2-е номера останавливаются и принимают положение упора стоя, согнувшись, с опорой рук на колени, а 1-е номера перепрыгивают через них с опорой на спину, толкаясь двумя ногами («чехарда»). Можно условиться еще о двух сигналах, по которым 1-е номера проползают между ног 2-х номеров, а игроки, имеющие 2-е номера, перепрыгивают через игроков с 1-ми номерами.

«Перекати-поле»

В 1-м варианте игры участники двух команд распределяются по парам. Первый игрок ложится на спину и поднимает полусогнутые ноги вперед и вверх, а руками берет партнера (стоящего за ним) за лодыжки. То же делает и второй номер. По сигналу стоящий опускает ноги партнера (на ширине плеч) и начинает кувырок. Партнеры поочередно выполняют кувырок вперед, не выпуская рук. После 4-5 кувырков они встают, и каждый поднимает руку вверх. По этому сигналу в игру включается вторая пара, за ней – третья и т.д.
Во 2-м варианте игроки команды (колонны), стоящей на акробатической дорожке (уложенных друг за другом матах), пропускают, наклонившись вперед, левую руку между ногами и захватывают кисть партнера, стоящего сзади. По сигналу направляющий колонны выполняет кувырок вперед, не отпуская хвата, в положении «лежа на спине». Затем – кувырок вперед и положение «лежа на спине» последовательно выполняют остальные играющие.

«Бег раков»

Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками на пол позади себя. По сигналу устремляются вперед, оторвав от земли таз и перебирая ногами и руками. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание тазом пола во время передвижения снимается очко из тех десяти очков, которые каждой команде присуждаются перед началом игры. Два поощрительных очка получает команда, закончившая первой, и одно очко – пришедшая к финишу второй

«Пятнашки»

1) Играющие передвигаются различными способами (на коленях, на четвереньках, упор лежа сзади («краб»), кувырками и перекатыванием, в различных стойках, «лягушкой»).
2) Пятнашки с позами. С помощью считалки выбирается водящий. Все разбегаются по площадке, а водящий догоняет и салит игроков, не успевших сесть в полушпагат или в шпагат. «Осаленный» становится новым ведущим, и игра продолжается. Более простым вариантом являются салки с позами. В этом случае нельзя салить игрока, который сделал определенную стойку (гунбу, мабу, тиси, пубу и т.д.), акробатический элемент (мост, ласточку) и любое другое, заранее обусловленное положение, из арсенала боевых искусств.
3) «Пятнашки с пластмассовой или гимнастической палкой».
Задача: коснуться палкой противника(исключая запрещенные зоны):
а) выбирается водящий, все разбегаются по площадке (у каждого в руках палка); он старается осалить игроков, они убегают или защищаются палкой, уворачиваются (касание рукой палки – проигрыш).
б) парами, друг против друга (можно ограничить площадку). Задача играющих – осалить друг друга. Побеждает игрок, набравший больше очков.

«Невод»

Игра напоминает «Белых медведей» или «Ловлю парами». Однако пара игроков, поймав третьего (окружив руками), не отпускает его ловить игроков самостоятельно, а ставит между собой. Таким образом, трое «рыбаков» продолжают ловить «неводом» остальных играющих, которые плавают в море, изображая рыбок. Каждый пойманный (окруженный «неводом») встает в середину. Игра продолжается, пока на площадке не останутся два непойманных игрока. Как самые ловкие, они назначаются новыми «рыбаками», и игра повторяется. Правила те же, что и в игре «Белые медведи». Отличие состоит в том, что «невод» разрывать нельзя. Выигрывает команда, игроки которой первыми закончили выполнение задания и не расцепили при этом рук.

«Мостик и кошка»

Игроки двух команд располагаются в колоннах по одному у линии старта. Перед ними в 5-10 шагах прочерчивают два круга диаметром 1 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, добежав до первого круга, делают мост. Затем вперед устремляется второй игрок. Он пролезает под мостом и бежит в дальний круг, где принимает упор «стоя», согнувшись (выгнув спину, как кошка). Теперь уже первый номер бежит в дальний круг и пролезает между руками и ногами партнера. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперед выбегают по очереди новые игроки, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда они снова окажутся впереди, игра не прекращается, эстафета продолжается, причем игроки меняются ролями (кругами). Победу одерживает команда, закончившая игру первой с наименьшим числом ошибок.

«Акробаты»

Состязание проходит в количестве повторов упражнений за 20 или 30 сек. Mежду двумя парами. 1-й номер ложится на спину по сигналу он делает мост, после чего 2номер подлезает под него, обегает стоящего на мосту справа и снова подлезает под мост. Победа присуждается за быстроту и четкость в выполнении упражнений.

«Пирамиды»

Игра построена на умении делать мостики, шпагаты, удерживать равновесие на твёрдой и живой опоре, на знание нескольких простых поддержек, которые были разучены на предыдущих занятиях. Соревнуются два (три) отделения с равным числом занимающихся. По сигналу учителя «Пирамиду построить!» отделения строят пирамиду, соблюдая придуманную ими композицию. На построение пирамиды даётся 1-2 минуты. Один играющий в каждом отделении может быть руководителем.

«Придумай сам»

Игроки двух команд строятся в шеренги на разных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров. Руководитель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать три разных движения. Затем вызывается игрок из другого отделения. Тот показывает три новых движения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется 1 штрафное очко. Игра продолжается 5 — 6 мин. Итог игры подводится по сумме штрафных очков.