Карта инновации
Содержательные параметры
Наименование педагогического опыта | Развитие игровых навыков у обучающихся 5-8 классов через игру волейбол на уроках физической культуры и внеурочной деятельности |
Автор — разработчик педагогического опыта | Никифорова Алина Михайловна, педагог дополнительного образования |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Структурное подразделение Центр дополнительного образования для детей ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2016- 2021 годы |
Актуальность педагогического опыта обусловлена необходимостью повышения интереса обучающихся образовательных учреждений к занятиям физической культурой и спортом, к выполнению правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В концепции ФГОС второго поколения определена роль российского образования в выполнении современного социального заказа общества : формирование нового человека — активного, думающего, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Главной задачей педагога является предоставление каждому ребенку возможности полноценно раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности через развитие игровых навыков в спортивной игре волейбол.
Волейбол — один из наиболее увлекательных массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. Поэтому именно этот вид спорта способствует развитию игровых навыков и укреплению здоровья обучающихся.
Содержательная форма представления педагогического опыта:
1. Проект “ Волейбол в школе”.
2. Программа занятий в спортивной секции “Волейбол ”.
3. Методика обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры в классах среднего звена.
4. Статья « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Школа — территория здоровья».
Разработанный инновационный педагогический проект «Волейбол в школе» соответствует предложенной форме и общепедагогическим требованиям. Отличительной чертой проекта является использование разнообразия форм и методов для развития силы, ловкости, выносливости, значительное укрепление здоровья школьников через формирование навыков в урочной и внеурочной деятельности.
Идея инновационного педагогического проекта «Волейбол в школе» заключается в следующем:
— в структурированности видов спортивной подготовки — теоретической, физической, технической и тактической;
— в многофункциональности: разнообразное двигательное содержание, направленное на значительное физическое развитие и укрепление здоровья школьников, воспитательная направленность и развитие психических и психологических свойств личности подростков и старшеклассников.
Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры — одна из задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящего упражнения. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом ее сущности.
На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.
Новизна педагогического опыта состоит в том, что процесс обучения технике игры в волейбол я построила в такой последовательности: сначала, на первых занятиях обучения игре волейбол использую упражнения на развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма обучающихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема, а затем – упражнения на овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2-3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка. А далее идет соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем. Потом учащиеся овладевают способами реализации технического приема( упражнения по технике и тактике). Таким образом, у детей вырабатываются умения целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки. То есть специфика игры обуславливает следующие основные направления методики обучения волейбола:
— развитие у обучающихся способности согласовать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча;
— развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит точность определения момента собственного воздействия руками на мяч;
— развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.
Такая последовательность обучения игре в волейбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности помогает волейболистам овладеть широким арсеналом( набором) технико- тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.
Цель проекта: создание условий для обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры и повышение уровня физического развития школьников — подготовка спортивного резерва.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
— обучать основам техники и тактики игры в волейбол;
— развивать специальные физические способности для игры в волейбол;
-воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, распространять информацию о способах оздоровления организма через выпуск бюллетеней, проведения бесед, через организацию проектно — исследовательской деятельности обучающихся;
— укреплять здоровье организма обучающихся и повышать общую физическую подготовленность;
— обеспечивать оптимальный возрастной уровень работоспособности и физических качеств.
Планируемые результаты.
В области знаний о физической культуре выпускник научится:
— ориентироваться в понятиях «физическая культура», « режим дня», характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
— раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
— ориентироваться в понятии « физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
— организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
— выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
— характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В области способов физкультурной деятельности выпускник научится:
— отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изучаемыми правилами;
— организовать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
— измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
— вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, ОРУ для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
— целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
— выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств ( сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса ( с помощью специальной таблицы);
— выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
— выполнять организующие строевые команды и приемы;
— выполнять акробатические упражнения ( кувырки, стойки, перекаты);
— выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах ( низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
— выполнять легкоатлетические упражнения ( бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объема);
— выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
Выпускник получит возможность научиться:
— сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
— выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
— играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
— выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: « Не догоняй прошлое, а создавай будущее». Инновационное образование способствует саморазвитию обучающихся и создает условия для полноценного развития всех своих участников, то есть инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование. Оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.
Инновационная направленность моего проекта заключается в:
— развитии физических качеств и повышении функциональных возможностей организма, совершенствовании технико — тактических действий через игру в волейбол;
— воспитания бережного отношения к собственному здоровью, потребности в его постоянном укреплении;
— формировании компетентности в физкультурно — оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в спортивной секции волейбол.
Методологическую основу исследования составили системный (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова и др.), культурологический (Е.В. Бондаревская) и деятельностный ( А.И. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) подходы.
Теоретической основой исследования стали
1) Совокупность научных знаний:
— о личности и ее развитии (Л.И. Божович, К.К. Платонов и др.);
— о социализации и социальном воспитании в образовательном процессе (В.Г. Бочарова, В.А. Фокин и др.)
— об особенностях возрастных изменений ( А.С. Белкин, И.А. Зимняя и др.);
2) работы, посвященные теории, методике и практике в сфере физической культуры, здоровьесберегающих технологий в образовании (Н.Т. Абрамова, Л.Ф. Тихомирова и др.);
3) результаты исследований различных аспектов формирования культуры здоровья у обучающихся (И.В. Новоселова, О.Л. Трещева и др.);
4) методические рекомендации по обучению игровым навыкам волейбола, на уроках физической культуры в классах среднего звена (В.А. Голомазова, В.П. Савина и др.
Только решая специфичесикие задачи обучения игре в волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу.
Волейбол включен как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.
Массовое развитие спорта среди обучающихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта по реализации инновационного педагогического проекта « Волейбол в школе» заключается в структурировании учебно — практического материала по обучению игры в волейбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Материал разбит на 4 части:
«Основы знаний», «ОФП», «Специальная подготовка» и «Показатели физической подготовленности» для обучающихся 5-9 классов.
Отслеживание диагностической результативности образовательного процесса, механизма ее осуществления направлены на богатое и разнообразное двигательное содержание и укрепление здоровья на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности через игру в волейбол. Инновационный педагогический опыт, его полноту. Конкретность. Направленность можно оценить по результатам в главе « Результативные параметры» (смотреть ниже).
Инновационный педагогический проект « Волейбол в школе» охватывает все стороны учебно — воспитательной деятельности учителя в урочной и внеурочной деятельности.
Содержание и методы обучения инновационного проекта ориентированы на освоение методологии обучения игровым навыкам волейбола, формирование здорового и безопасного образа жизни, развитие физической подготовленности обучающихся укрепление их здоровья, подготовку спортивного резерва.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учетом возрастных и психологических особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно — тренировочного процесса с юными волейболистами.
Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие. Для того, чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками. К 13-15 годам двигательное развитие детей достигает высокого уровня. Профессор В.С. Фарфель пишет: «Трудно назвать какое- нибудь движение, если оно, конечно, не требует исключительной силы или выносливости, которому нельзя было бы обучить мальчиков или девочек 12-14 лет. Здесь должна закладываться основа техники движений, которая в более старшем возрасте будет совершенствоваться, шлифоваться, обрастать новыми качествами, характеризующими мастерство».
В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте должны закладываться основы будущих высоких достижений в волейболе, где решающее значение имеет быстрота, тонкая координация и не требуется выносливости в монотонных действиях. Рост интеллекта у детей школьного возраста позволяет им сознательно усваивать учебный материал, а не идти по пути механического подражания. В возрасте 13-16 лет ярче проявляются черты индивидуальных особенностей детей, типы нервной системы, что заметно влияет на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности. Это вызывает необходимость с самых начальных этапов обучения детей движением широко использовать индивидуальный подход к ним. Таким образом, с самого начала спортивной подготовки юных волейболистов разносторонняя физическая подготовка должна развертываться вокруг двигательных навыков.
Благоприятное воздействие оказывает разносторонняя тренировка, построенная с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Задача применяемых упражнений заключающихся в образовании форм, взаимосвязи качеств двигательной деятельности, которые необходимы для успешного осуществления данного вида спортивного упражнения. В обучении юных волейболистов большое значение придается специальным упражнением. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приема поставлены в также условия, которые заведомо исключают появления целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Следовательно, в процессе обучения технике и совершенствования надо помнить, что двигательные навыки должны быть гибкими, легко приспосабливающимися к изменяющимся усилиям игры. Волейболист должен обладать способностью к изменению движений, к включению новых двигательных актов, позволяющих правильно решать возникающие перед ними задачи. Уровень развития детей зависит от степени развития костно-мышечной системы, гармоничного развития органов и систем организма и их функциональных возможностей. Правильно организованные систематичные занятия спортом благоприятно сказываются на развитии костно-суставного аппарата подростков.
В 12-15 лет кисть руки приобретает прочность и устойчивость, значительно увеличивается диаметр мышечных волокон. В волейболе все действия с мячом производятся кистями рук, поэтому необходимо учитывать данные возрастного развития кистей рук для правильной организации занятий по волейболу с детьми. То, если в течение школьного возраста у детей в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности их организма, то это в известной степени создает благоприятные возможности для проведения занятий по волейболу с детьми среднего школьного возраста. В этом и заключается психологично целесообразность педагогического опыта.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического проекта являются:
— автор проекта:
1) осуществляет отбор содержания, методов и приемов, направленных на развитие физических способностей обучающихся;
2) выстраивает координационную работу по взаимодействию всех участников проекта;
3) организует проектно-исследовательскую деятельность обучающихся;
4) проводит занятия итоговые мониторинги;
5) планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта обучающихся:
— обучающиеся:
1) выполняют поисковую, творческую, исследовательскую и практическую работу;
— родители обучающихся:
1) оказывают помощь в проектно-исследовательской работе детям;
2) помогают обучающимся при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками;
3) оказывают и материальную (приобретение спортивной формы, инвентаря) и моральную поддержку во время проведений соревнований;
4) осуществляют фото и видеосъемку;
— представители СМИ отражают интересы участников проекта, проблемы ОУ в публикациях, связанных с темой проекта;
— психологи, медицинские работники и педагоги ОУ наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.
Социальная направленность педагогического опыта.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающиеся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей, которое зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитание ребенка в семье, в ОУ.
В последние годы в РФ состояние детей и подростков характеризуется устойчивыми тенденциями роста заболеваемости, инвалидности.
Наиболее выраженное ухудшение здоровья отмечается среди детей 7-18 лет. В жизни ребенка этот возрастной период совпадает с систематическим обучением, получением общего среднего, начального и среднего профессионального образования, становлением личности индивидуума в социальном плане, формированием взрослых стереотипов поведения. В связи с этим уровень здоровья детей на возрастном этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения и воспитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка. Особую тревогу вызывает тот факт, что в настоящее время для детей характерно снижение двигательной активности. По данным научных исследований, низкая физическая активность выявляется у 80% школьников. Показатели физической подготовленности у современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 60-70 годов прошлого века.
Это не может не беспокоить как родителей и учителей, так и правительство страны, президента РФ, который в своем послании к федеральному собранию заявил:
“Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом конкурентом мире”. Ведь эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья, важного фактора работоспособности и гармонического развития детского организма.
В связи с этим, главной и важной целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха. А значимым фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание через урочную и внеурочную деятельность.
Знания и умения: технические, тактические приемы и собственно игра в волейбол дают большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физической подготовленности обучающихся. Педагогический опыт «Укрепление здоровья и развитие игровых навыков у обучающихся 5-8 классов через игру в волейбол на уроках физической культуры и внеурочной деятельности» может быть воспроизведен педагогами физического воспитания, учителями физической культуры общеобразовательных школ.
Реализация инновационного педагогического проекта “ Волейбол в школе” требует минимальных затрат, что подтверждает экономическую эффективность педагогического опыта.
Ареал воспроизведения педагогического опыта обширен. Он может быть распространен на разных уровнях:
— локальном (в рамках школьных методических мероприятий);
— муниципальном (в рамках районных мероприятий);
— региональном (в рамках окружных конкурсов, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.);
— федеральном (в сети Интернет).
Материалы проекта так же могут быть использованы в подготовке и повышении квалификации учителей физической культуры ОУ, руководителей спортивных секций.
Инновационный педагогический проект “Волейбол в школе” реализовывается с минимальными затратами. Об эффективности проекта можно судить по его результатам. Любая инновация требует от педагога максимальной отдачи. Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие некоторых условий, а именно:
— спортивного зала,
— волейбольной площадки,
-волейбольной сетки,
— волейбольных мячей.
Проект оснащен соответствующей материально-технической базой.
3. Результативные параметры.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов несомненна.
Экспериментальное исследование было организовано на базе ГБОУ ООШ с.Салейкино на протяжении двух лет на уроках физической культуры
В исследовании участвовало два класса. В 2016-2017 учебном году 6-ой (второй год обучающийся по разработанной мной методике, далее экспериментальный) и 7-ой класс (обучающийся без использования этой методики, далее контрольный)
В 2017-2018 учебном году 7-ой (третий год обучающийся по данной методике) и 8-ой класс (обучающийся без использования этой методики).
В ходе эксперимента были получены следующие результаты.
При контроле обученности основным техническим элементам игры в волейбол (2017-2018 учебный год), проводимом на уроках, обучающимися были получены следующие отметки:
Класс | Нижняя прямая подача | Верхняя передача | Нижняя передача | ||||||
«5» % | «4» % | «3» % | «5» % | «4» % | «3» % | «5» % | «4» % | «3» % | |
контрольный | 13 | 20 | 67 | 15 | 23 | 62 | 15 | 26 | 59 |
экспериментальный | 21 | 35 | 44 | 29 | 32 | 39 | 24 | 39 | 37 |
Из таблицы видно, что в экспериментальном классе процент обучающихся:
— получивших пятерки по всем техническим элементам волейбола в среднем на 10% выше, чем в контрольном классе;
— получивших “4” – в среднем на 12% выше, чем в контрольном;
— и получивших “3” – в среднем на 23% ниже, чем в контрольном.
Таким образом, можно сделать вывод о росте качества обучения в экспериментальном классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в проекте программно-методические материалы и диагностический инструментарий позволяет оптимизировать процесс формирования физической подготовленности обучающихся при обучении игре в волейбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и, в целом формировании культуры здорового образа жизни.
Достоверность полученных результатов, сделанных выводов и обобщений обеспечивается непротиворечивостью исходных теоретических положений, взаимодополняемостью методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам педагогического проекта.
Основными компонентами культуры здорового образа жизни школьников являются:
когнитивный (наличие представлений в отношении своей собственной природы, знаний о закономерностях функционирования своего организма и умений разумно распоряжаться его ресурсами); аксиологический (наличие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни ); деятельностный (опыт целесообразного поведения, способствующий сохранению и укреплению здоровья, своевременному восстановлению личностных ресурсов).
Педагогические условия эффективности процесса формирования физически здорового подростка на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности требуют, чтобы образовательный процесс строился как целостный, интегративный, социокультурный, ориентированный на реализацию сущностных сил школьников и восстановление его собственных ресурсов, чтобы в его основе лежала разветвленная система разноуровневых организационных форм и совокупность методов, позволяющих подростку оценить роль каждого фактора в поддержании своего здоровья, благополучия в физическом развитии и совершенствовании личности, чтобы в него были влечены все участники – педагоги, обучающиеся и их родители.
При реализации проекта достигнута положительная динамика качества обучения, что подтверждается итогами констатирующих экспериментов.
Инновационный педагогический опыт направлен на улучшение, обогащение образовательной ситуации в современном образовании в соответствии с требованиями ФГОС, на формирование здорового физически, психически, нравственно, адекватно оценивающею свое место и предназначение в жизни выпускника.
Педагогический опыт распространяется на разных уровнях.
Проведены открытые уроки и занятия для учителей физической культуры нашей школы и школ района.
В период с 2016 по 2021 годы на занятиях школьного и районного методических объединений учителей физической культуры был представлен опыт работы в форме докладов по темам “Методика обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры в классах среднего звена” и “Формирование и обучение культуры здорового и безопасного образа жизни”
Готовый материал:
— методическая разработка “Обучение игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры в классах среднего звена”.
Никифорова Алина Михайловна, педагог дополнительного образования СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 ж.-д.ст. Шентала