Реализация модели наставничества (менторинга): от планирования до восполнения дефицитных компетенций в рамках образовательного пространства ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск СП «ДЮСШ»

Все мы сегодня наблюдаем коренные изменения, происходящие в системе дополнительного образования. В период перехода к постиндустриальному обществу определён ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества [1, с.1].
Особого внимания требует решение первоочередной задачи развития дополнительного образования, обозначенной в Федеральном проекте «Успех каждого ребенка», в рамках национального проекта «Образование», по увеличению до 80% охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием к 2024 году [2, с.2].
Смена парадигмы образования в становлении информационного обществе возможна, но при условии комплексной реформации, одним из аспектов которой станет совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Структурное подразделение «Детская юношеская спортивная школа» активно работает на социальный заказ общества, по привлечению к систематическим занятиям спортом максимального числа воспитанников. Физкультурно — спортивная деятельность остается по-прежнему одной из самых массовых и популярных в системе дополнительного образования на уровне Сергиевского района и области. Решая поставленные задачи и обеспечивая максимальное соответствие спектра и качества предоставляемых услуг социальному заказу населения, необходима команда высококвалифицированных сотрудников, мотивированных на достижение устойчивых образовательных результатов. В настоящее время в СП «ДЮСШ» кадровый вопрос решён, наблюдается постоянство педагогического состава по стажу работы, что говорит о стабильности педагогического коллектива. Наибольшее количество работников — 50 % имеет стаж более 20 лет, что говорит о стабильности и эффективности работы учреждения, однако, 27 % — из них, педагоги пенсионного возраста; доля молодых педагогов со стажем работы до 5 лет составляет — 13 %. Из статистических данных видно, что особую значимость в деятельности структурного подразделения приобретает проблема привлечения молодых специалистов и удовлетворение их профессиональных потребностей, для закреплениях и дальнейшей профессиональной деятельности в педагогическом сообществе. Исходя из наметившейся проблемы и специфики образовательной деятельности, с 2019 года в СП «ДЮСШ» реализуется модель наставничества. Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста, либо специалиста, не имеющего педагогического образования; передача корпоративных ценностей организации. Реализуемая нами модель отличается от классического типа тем, что рассматривается в различных аспектах:

  • технология интенсивного развития личности, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и социальных ценностей;
  • элемент корпоративной культуры (выстраивание отношений внутри организации);
  • образовательная стратегия — «растить» свои педагогические кадры из бывших воспитанников СП «ДЮСШ».

Прежде чем внедрить данную модель, администрация совместно с методистами проанализировала кадровый ресурс педагогического коллектива структурного подразделения и определила основные начальные компоненты в системе наставничества на 2019-2020 учебный год.
Из сотрудников структурного подразделения, перед началом учебного года, была создана рабочая группа, которая изучила нормативно-правовую базу, рассмотрела теоретические аспекты, проанализировала внедрённые учрежденческие практики и определилась с основными направлениями менторской деятельности. Первоначально была проведена разъяснительная работа с педагогами – профессионалами, которые могли бы стать потенциальными наставниками и внести весомый вклад в общее дело. При содействии и поддержке администрации был создан банк данных педагогов-наставников и началась кропотливая работа по освоению «нового статуса». Члены рабочей группы активизировали работу с наставниками: консультации, тренинги, индивидуальные беседы, курсовая подготовка, онлайн-вебинары, всё это оказало реальную помощь наставникам. За 2018-2019 год структурное подразделение пополнилось четырьмя сотрудниками: молодые специалисты Птицына Е.А., Гомзяков Д.К. – педагоги, но не дополнительного образования; Кудряшов П.А., не педагог, не имеющий профильного образования; Полатовская П.А., студент 4 курса педагогического ВУЗа. Создание комфортных психологических условий для молодых педагогов начало реализовываться, прежде всего, через руководителя структурного подразделения и его заместителей. Основная задача на начальном этапе становления педагога – это оказание помощи в установлении профессиональных связей в коллективе и психологическая безопасность. При проведении собеседования администрацией с вновь принятыми сотрудниками, была проведена разъяснительная работа по наставнической деятельности, цель которой — помочь «начинающим» педагогам наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, сформировать мотивацию к профессиональной деятельности. В ходе собеседования были представлены педагоги наставники и определена схема взаимоотношений «наставник-наставляемый». по матрице «адаптация — обучение–сопровождение». С сентября 2019 года были утверждены локальные акты структурного подразделения: «Положение о наставничестве в СП «ДЮСШ», Программа адаптации молодых специалистов, приказ о закреплении наставников за наставляемыми и материальном поощрении за данный вид профессиональной деятельности. Педагогами-наставниками были составлены индивидуальные образовательные маршруты для молодых специалистов и спланирована совместная деятельность на учебный год в соответствии с этапами и сроками реализации наставнической деятельности:

  • прогностический этап: выстраивание отношений, круг прав и обязанностей субъектов (сентябрь);
  • практический этап: реализация программы адаптации (октябрь-март);
  • аналитический этап (апрель-май).

В течение 2019-2020 учебного года выстраивалась планомерная педагогическая деятельность, преследующая конкретные цели:
— подготовить молодых, вновь принятых сотрудников для работы в образовательном учреждении в качестве педагогов дополнительного образования в объединениях физкультурно-спортивной направленности;
— систематизировать опыт педагогов, которые взяли на себя ответственность за обучение молодых специалистов.
Опыт одного учебного года показал, что результат педагогического воздействия на молодых специалистов положителен, созданы условия для сотрудничества, присутствует доверие и налажен профессиональный контакт. Молодые педагоги успешно адаптировались и в настоящее время продолжают профессиональную деятельность в структурном подразделении в качестве педагогов дополнительного образования. В новом учебном году руководители-наставники, совместно с администрацией и наставляемыми, определили приоритетные профессиональные потребности и, исходя из этого, были выстроены обновлённые профессиональные общности (триады), в которые вошли методисты — наставники, для решения организационно-методических задач по повышению профессиональной компетентности наставляемых. Педагоги наставники, периодически вносят коррективы в индивидуальные образовательные маршруты, учитывая современные тенденции развития дополнительного образования через призму индивидуальности каждого наставляемого по матрице «сопровождение — результат». Важной стороной наставничества является процесс не просто взаимодействия, а взаимовлияния. Анализируя используемую практику менторства совершенно очевидно, что это нужно не только начинающему педагогу, но и самому наставнику! Наставники, это педагоги с большим стажем, действующие спортсмены, но, в большинстве случаев ощущающие себя некомфортно в мире новых информационно-коммуникационных технологий и, формат дистанционного обучения в период пандемии это показал. В этой ситуации на помощь наставникам пришли молодые наставляемые, в формате мастер-классов и обучающих вебинаров помогают наставникам и опытным педагогам овладевать ИКТ и успешно внедрять их в образовательный процесс, реализуя программы физкультурно-спортивной направленности. За два года данное сотрудничество, основанное на конструктивном партнерстве и взаимообогащении, зарекомендовало себя и положительно сказалось на раскрытии потенциала и возможностей наставляемых педагогов. Внедрённая модель менторства эффективно функционирует в образовательном пространстве структурного подразделения и позитивно сказывается на бренде учреждения.

Используемые нормативно-правовые источники и литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р (ред. от 30.03.2020г.).
2. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утверждённый президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.).
3. Вагин И.О. Наставничество. Аудиокнига. Студия Ардис – Москва., 2014.

А.В. Долникова, методист ОЦ ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск СП «ДЮСШ»
https://cloud.mail.ru/public/iWov/xD35MVd6H