О применения образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности в СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск

Реализуя дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в области физкультуры и спорта в СП «ДЮСШ», в рамках образовательного и воспитательного процесса, педагогами дополнительного образования используются традиционные образовательные технологии и, в связи с изменением формата обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции, во второй половине 2019-2020 учебного года, активно использовались информационно-коммуникативные технологии.
Все дополнительные программы, реализуемые в СП «ДЮСШ», ставят целевую установку: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, отсюда следует, что в учебно-воспитательном процессе важное место занимают
здоровьесберегающие технологии, составляющими которых являются:
-технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (температурный режим, влажная уборка, освещённость помещений, наполняемость групп) в соответствии с требованиями гл. 8 СанПин 2.4.4.3172-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей»;
— технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся (мотивация к познанию, обучению, осознание того чего он хочет добиться; грамотная организация учебно-тренировочного процесса, использование всех ресурсов: объём физической нагрузки, чередовании е видов деятельности);
— психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования (снятие эмоционального напряжения, использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, позитивная реакция педагога на деятельность учащихся).
Среди здоровьесберегающие технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, которые занимают важное место в образовательном процессе педагогов дополнительного образования.
В 2019-2020 учебном году в образовательном процессе активно использовались дистанционные образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов. Данные технологии успешно освоили и использовали, педагоги — новаторы Кадачигова А.И., Гневышева Т.Г.(объединение «художественная гимнастика»), Иванайская Е.С. (объединение «аэробика»), которые продуктивно организовали не только учебный процесс с учащимися, но и воспитательную деятельность (участие в онлайн — конкурсах, проектах, квестах), с активным участием родителей обучающихся. Исходя из опыта использования дистанционных технологий в СП «ДЮСШ», можно определить следующие способы реализации технологий в образовательном процессе (теоретическую и практическую составляющую по видам спорта):
— использование платформы Zoom, в формате видеоконференций;
— сайты электронных ресурсов по предмету «Физическая культура» в разделе «ОФП»
— использование электронной почты;
— смс- оповещения;
— телефонное консультирование;
— использование электронных программ, обеспечивающих текстовую, аудио и видео передачу информации ( Skype, Google, Mail).
Непосредственное взаимодействие с учащимися по теоретической подготовке происходило посредством применения следующих элементов дистанционных технологий:
— разработка индивидуальных заданий, тестов с последующей проверкой в указанные сроки;
— личная переписка через внутренний сервис обмена сообщениями в социальных сетях;
— консультирование по сотовому телефону;
— консультации по темам занятий через Skype.
Применение дистанционных технологий положительно повлияло на уровень теоретической подготовки учащихся по видам спорта. У учеников улучшилось понимание значения технических элементов в игровых видах спорта, осознание содержания программного материала перешло из этапа недопонимания в этап освоенного знания; повысило самостоятельность учеников в данном виде деятельности. Однако, дистанционные технологии в области физкультуры и спорта могут быть рассмотрены только как «проникающие» технологии (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).
Реализация дистанционных технологий позволяет личностно ориентировать и дифференцировать обучение, но специфика области физкультуры и спорта не позволяет реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по всем модулям, так как при обучении двигательным умениям (это практически большая часть программы) основополагающим фактором является присутствие педагога, его помощь и педагогический контроль.
Использование дистанционных технологий педагогами дополнительного образования вышло за рамки образовательного процесса в текущем учебном году. Педагог Гневышева Т.Г. проводила занятия в онлайн — формате при поддержке тренеров Самарской федерации художественной гимнастики; педагоги Иванайская Е.С., Птицына Е.А. проводили мастер классы по аэробике, в которых охотно принимали участие, как учащиеся, так и родители. По инициативе педагога Кадачиговой А.И., впервые был проведён открытый видео — онлайн Фестиваль муниципального района Сергиевский по художественной гимнастике «Поверь в себя!», с участием юных гимнасток Самарской области; учащиеся СП «ДЮСШ» приняли участие в открытом онлайн — фестивале г.о. Самара по художественной гимнастике «Шаги к успеху».
Как показал опыт, внедрение дистанционных технологий, является важной составляющей образовательного процесса, но дальнейшая информатизация обучения требует от педагогов дополнительного образования компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Библиографический список

  1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Учебное пособие в 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение.  Учебное пособие для студ.-М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  3. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте. /Электронный ресурс/ Учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2020.— 377 c.

А.В. Долникова, методист СП «ДЮСШ»